A A A K K K
для людей з обмеженими можливостями
Волоківська громада
Чернівецька область, Глибоцький район

Как фермеру выжить на одном рынке с крупными агрохолдингами? Стать крупнее!

Дата: 15.08.2017 15:20
Кількість переглядів: 63

Фермера Ивана Хомляка из села Лосятин Киевской области уже давно не беспокоят новости о растущей безработице в сельской местности. Он выращивает клубнику, а его семейная ферма считается одним из самых успешных предприятий в регионе. Секрет прост — Хомляк является членом кооператива «Ягодный край». Он и его коллеги по полю, объединившись, смогли купить современную холодильную камеру и высокоурожайный посевной материал.

Площадь под клубникой выросла втрое — до 32 га. Ежегодно фермеры собирают почти 350 т этой ягоды. Кооператив стал серьезным игроком на украинском рынке ягод. Фермерскому кооперативу проще вести переговоры с оптовыми покупателями, устанавливать свои цены и исключать из переговоров посредников. Всего в кооперативе работают около 700 человек.

ЭФФЕКТ МАСШТАБА
В 20016?м Украина экспортировала сельскохозяйственной продукции на более чем $14 млрд — это 38% от всего общенационального экспорта. Доля сельского хозяйства в структуре ВВП в прошлом году впервые превысила 10%, а страна уже входит в тройку крупнейших мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции. Локомотивом украинского агробизнеса стали крупные агрохолдинги, обрабатывающие земельные банки по несколько тысяч гектаров каждый. Они, бесспорно, являются новаторами в управлении и внедрении новых технологий. Крупные агрохолдинги используют эффект масштаба и могут выгодно работать на международном уровне. К примеру, они напрямую, а значит без переплат, закупают новейшее оборудование, самостоятельно принимают решение об отпускных ценах, объемах и частоте поставок своей продукции. Также крупные аграрные предприятия могут на очень выгодных условиях привлекать инвестиции на международных рынках капитала, а во времена кризиса имеют доступ к большему перечню антикризисных инструментов. И все это при том, что сами агрохолдинги контролируют не более 15–20% украинских сельскохозяйственных земель и производят до 30% всей сельскохозяйственной продукции в стране.

Остальные агропроизводители — малые и средние сельскохозяйственные компании, частные хозяйства и фермеры — обеспечивают более 70% всей агропродукции. Но несмотря на это, небольшим аграриям возможности, которыми пользуются крупные агрохолдинги, недоступны. Именно по этой причине в странах с ориентированным на экспорт агросектором практически все малые агропроизводители становятся членами сельскохозяйственных кооперативов.

Хороший пример такого кооперативного подхода — сельское хозяйство в Нидерландах, одно из самых эффективных в мире. Первая причина такой результативности — это современные технологии, высокий уровень механизации и качественные удобрения. Вторая причина не менее важна — около 100 000 небольших семейных фермерских хозяйств, более половины из которых имеют земельные наделы площадью менее 10 га, объединены в кооперативы. В итоге высокий уровень самодисциплины и организации труда на таких фермерских хозяйствах усиливается развитой системой агрокооперации в этой стране. К примеру, практически вся цветочная отрасль Нидерландов является кооперативной собственностью большинства фермеров?цветоводов страны. Кооперативы обеспечивают фермеров необходимым оборудованием для выращивания цветов, обеспечивают селекцию новых перспективных сортов. Более 95% выращенной продукции фермеры реализуют также через свои кооперативы — так можно продавать цветы по наиболее оптимальным рыночным ценам.

Аналогично половина всего фермерского молока в Бельгии, Великобритании и Польше продается через систему кооперативов, которые принадлежат непосредственно сельхозпроизводителям. В Нидерландах, Австрии и Дании эта доля превышает 95%. В Евросоюзе и Северной Америке практически 90% молокозаводов являются кооперативными.

В Испании и Греции через кооперативы продается свыше 60% фермерского оливкового масла, в Финляндии — 70% мяса, в Бельгии — 70% фруктов и овощей. И, наконец, более половины зерна, собранного французскими и австрийскими фермерами, хранится на кооперативных элеваторах, принадлежащих не трейдерам, а непосредственно самим сельхозпроизводителям.

Опыт передовых стран показывает, что с помощью кооперативов можно уменьшить количество посредников в процессе продвижения продукции от производителя до конечного потребителя. Обслуживающие кооперативы в этих странах — это одна из основных форм самоорганизации и самопомощи сельскохозяйственных производителей. Причем существует два основных типа сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов: закупочные и сбытовые (или маркетинговые). Закупочные кооперативы поставляют своим членам необходимые материалы для сельскохозяйственного производства: семена, удобрения, топливо, технику и т. д. Маркетинговые кооперативы создаются фермерами для обработки, упаковки и сбыта сельхозпродукции.

Члены кооператива владеют капиталом, доверяют кооперативу свой урожай, возлагают на него миссию развития, проведение маркетинга и начало продажи своей продукции. В то же время кооператив позволяет фермерам продолжать принимать решения на микроуровне, то есть учитывать специфику своего земельного участка и агрокультуры, чего не может себе позволить в полной мере аграрный холдинг. Кооператив позволяет фермерам работать на экспорт без посредников, как это делают крупные холдинги. Привлечение кредитов, финансирования, а также возможность модернизировать деятельность — это дополнительные преимущества кооператива. Также кооператив не требует первоначального существенного вливания средств.

По состоянию на конец 2016 года, согласно данным Министерства агрополитики, в Украине зарегистрировано более тысячи сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. К сожалению, многие из них реально таковыми не являются, так как они фактически только сдают землю в аренду аграрным холдингам. Эффективность немалого числа таких кооперативов остается под вопросом.

ЧТО МЕШАЕТ?
Существует несколько причин, по которым обслуживающие кооперативы в сельском хозяйстве Украины не получили должного распространения. Во?первых, украинский аграрий слабо осведомлен о преимуществах кооперации и просто не доверяет кооперативам. Во?вторых, в стране не хватает менеджеров с достаточной квалификацией, чтобы управлять такими кооперативами. В?третьих, у нас недостаточно развиты инструменты финансирования кооперативов. И, наконец, четвертая причина — позиция Государственной фискальной службы. Закон Украины «О сельско­хозяйственной кооперации» и недавние изменения в Налоговый кодекс признают сельскохозяйственный обслуживающий кооператив неприбыльной организацией. Однако, несмотря на это, на практике внесение такого кооператива в Реестр неприбыльных организаций иногда становится весьма непростым мероприятием. Существует высокий риск того, что агрокооператив может в любой момент лишиться статуса неприбыльной организации. Государственная фискальная служба частые изменения налогового законодательства трактует по?своему.

Кооперативы получают преимущества крупных агрохолдингов

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины совместно с международными организациями работает над устранением этих препятствий. Создаются программы обучения, увеличиваются международные гранты, разрабатываются кредитные программы, законодательство в сфере кооперации приводится к европейским нормам, а украинские суды все чаще выносят решения по налоговым спорам Государственной фискальной службы не в ее пользу.

КТО ПОМОЖЕТ ФЕРМЕРСКОМУ КООПЕРАТИВУ?
Для сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов предусмотрена государственная поддержка. В 2015 году Минагрополитики удалось привлечь 10 млрд гривен финансирования для малого и среднего аграрного бизнеса. В 2016?м ожидается увеличение финансирования за счет Европейского инвестиционного банка. Сейчас гранты для развития кооперативов в Украине предоставляют правительство Канады, проекты международной технической помощи (проект USAID «АгроИнвест»), а также такие благотворительные организации, как фонды «Благополучие общин» и «Данон Экосистем Фонд».

Первые результаты есть. Например, в Украине успешно реализуется коопе­ративный зерновой проект правительства Канады, который охватывает Днепропетровскую и Кировоградскую области. Его цель — расширение экономических возможностей для малых и средних зерновых хозяйств Украины через развитие зернохранилищ и сельскохозяйственных кооперативов. По завершении работы проекта каждый из кооперативов будет объединять не менее 75 агропроизводителей, которые суммарно станут выращивать до 60 000 т зерновых в год на площади более 15 000 га. В молочной отрасли нашей страны правительство Канады реализует проект «Развитие молочного бизнеса в Украине». Его ключевым результатом станет активизация кооперативного движения, обеспечение доступа фермеров к банковскому финансированию, модернизация и технологизация производства, создание лабораторий для анализа качества молока по всей стране.

Сейчас правительства Канады и Израиля реализуют совместный проект по развитию плодоовощеводства в Украине. Проектом предусмотрено предоставление помощи 5000 малых и средних производителей, а также профессиональное обучение представителей 30 000 малых и средних хозяйств в стране. Ожидается, что к концу проекта его участники суммарно увеличат продажи плодоовощной продукции до 50 000 т на сумму до 1 млрд гривен ежегодно.

Кооперация в Украине развивается, хоть и не так динамично, как хотелось бы. Главное в этом вопросе — заинтересованность со стороны потенциальных участников кооперативов.


« повернутися

gromada.org.ua

Код для вставки на сайт

Вхід для адміністратора

Авторизація в системі електронних петицій

Ще не зареєстровані? Реєстрація

Реєстрація в системі електронних петицій


Буде надіслано електронний лист із підтвердженням

Потребує підтвердження через SMS


Вже зареєстровані? Увійти

Відновлення забутого пароля

Згадали авторизаційні дані? Авторизуйтесь